Меню

Публикации и статьи

Биографии, статьи, публикации


...В работах художницы бархат и шелк, воздух и свет, а еще вкус меда, аромат спелого яблока, прозрачная чистота после дождя на исходе весны, который так напоминает лето...
Евгения Русакова
Руководитель художественной школы "Полосатый Кот"
Симфония дождя
Публикация к выставке "Такая разная графика..."
Автор Евгения Русакова
Как найти и подобрать нити большой жизни, когда понимаешь, что, переплетая их, соединяя порой несоединимое, ты создаешь невесомую материю бытия. Она как дождь или туман, а дождь связывает разлученных на века небо и землю.
А ещё от дождя растут цветы. Необыкновенные, от которых пахнет свежестью и росой. Дождь этот теплый и когда он идет, кажется, что вот-вот что-то вспомнится. Может шелест листвы, бормотание родника, угасающие закаты, детские мечты, романтическая встреча и в память о ней букет цветов. У каждой из нас он свой. Тот самый от Него – единственного. И вот он снова живет в картинах Веры Ларионовой. В работах художницы бархат и шелк, воздух и свет, а еще вкус меда, аромат спелого яблока, прозрачная чистота после дождя на исходе весны, который так напоминает лето. И надежда на то, что все повториться вновь и вновь.

Но вот на смену дождю Веры Ларионовой, который похож на мятный коктейль с кубиками льда, приходит дождь летний спорый. Сильный, который так нужен всему живому в раскаленный день. Так и графика Леонида Строганова такая же сильная, глубокая, которая крепнет от работы к работе и наполняется выразительной силой. Когда за каждым таким штрихом видишь движение и красоту линий. Эти штрихи, словно серебряные нити дождя, ткут невиданное полотно сюжетов, образов и тайн. На нем странные и чудные животные, красивые, строгие готические красавицы и непознанные миры. В это необыкновенное полотно вплетено нежное дыхание влаги и мерцание серебряного летнего дождя.

Часто, именно в летнюю пору у многих из нас наступает новое счастливое время открытий, в котором заключена своя новая поэзия или музыка. Эта музыка Ольги Капустиной. Она тихая, хрустальная, сравнимая, пожалуй, с дождем грибным, когда он шепчет что-то свое усыпительное и чуть заметно возится в кустах. Он как будто трогает мягкой кошачьей лапкой то один лист, то другой. Здесь не нужно громких звуков, потому что внутри этого дождя живут удивительные существа: цветные бабочки, райские птички, маленькие эльфы и еще много сказочных персонажей. Только бы их не спугнуть. Им нужна только писательская фантазия и мастерство такого оригинального художника.
Значит дождям можно радоваться. И стоя под зонтом, слушать эту симфонию, переживать, наслаждаться красотой этого серебряного мира. Подолгу следить за игрой света и тени, линий и штрихов. Увидеть, как замысел художника превращается в осязаемый образ на полотне, а дождь как спутник вдохновения, раскроет перед нами бездну возможностей, звуков и сюжетов.
Ирена Панченко и Петерис Скайсткалнс
Писатель о Художнике

Публикация к выставке

"Испанский аккорд на лире веков"

Автор Ирена Панченко, писатель, Заслуженный

работник культуры РФ , Почётный работник общего образования

К удивительной художественной галерее «Дар», к этому уголку высокого искусства живописи не зарастает народная тропа, хотя он находится в стороне от основных городских магистралей. Тому есть причина: из года в год любая выставка картин, открывающаяся в галерее, обещает быть незабываемой.
Не потому ли, несмотря на все предосторожности, на отказ от рекламы, на соблюдение необходимых условий -выдерживать метровое расстояние между собравшимися, раз пандемия всё ещё не отпускает нас из своих лап, на объявленную в конце февраля выставку пришло добрых три десятка человек. А причина тому, в первую очередь, - имя художника, который не часто балует псковичей показом своих работ, и это - Петерис Скайсткалнс.
На новой выставке художник представил на суд своих почитателей около пяти десятков работ под поэтичным названием "Испанский аккорд на лире веков". Вот так? Испания у нас в Пскове? Любопытненько!
Да действительно есть на что посмотреть! Ты, переходя от картины к картине, погружаешься в мир средневековой, сохранившийся до наших времён свой облик, далёкой культуры. Здесь и монументальные дворцовые сооружения, и храмы, и узкие улочки средневекового города, как бы оставленные временем нам на вечную память. И всё это – не застывшие, как бы сфотографированные слепки прошлого – нет: манера авторского письма столь живописна, что всё изображённое как бы в движении, так и хочется заглянуть в следующий уголок или переулочек.
То, что автор сам видел все эти красоты, не подлежит сомнению - так перевести фотографию в разряд картины невозможно; каждая из них дышит знойным воздухом, тайной прошлых веков. Да, автор картин не раз побывал в этой стране и запечатлел то, что легло ему на сердце. Мастерски запечатлел! Откуда же такое умение видеть мир во всём многообразии? Наверное, стоит искать истоки этого в его биографии.
Родился Петерис в Латвии, в Яунлатгале (Абрене), окончил Рижское училище декоративно-прикладного искусства по специальности «Художественная обработка кожи», делал переплёты книг и шкатулки из кожи с различными вставками, в том числе – из янтаря. Первое его участие в выставке с авторскими работами – декоративными тарелками из кожи - случилось в 1967 году в Монреале (Канада) на Всемирной выставке «Экспо-67».
Второе художественное, уже высшее, образование Петерис получил после службы в армии, на факультете графического дизайна Рижской Академии художеств.
С 1982 года Петерис живёт в Пскове. В годы существования при Союзе художников Художественного фонда работал в фонде, в первую очередь, как дизайнер. Он – автор бесчисленных макетов афиш, буклетов и книг к юбилеям М.П.Мусоргского, А.С. Пушкина. Скайсткалнс оформлял в те годы город ко всем праздникам, а это, в том числе – огромные брандмауэры (примерно 100 квадратных метров) по городу.
За оформление Пушкинских праздников в 1984-85 годах художник получил грамоту от Министерства Культуры.
Все три этажа школы №1 были преображены монументальной росписью Петериса Скайсткалнса. С упоением поработал над воплощением идеи и, в результате, получил за эту работу грамоту ВДНХ СССР.
Сейчас уже трудно сосчитать, сколько книг, календарей и брошюр оформил Петерис Скайсткалнс сначала для Псковского отделения всероссийского фонда культуры, затем для «Объединения псковских писателей»! Эта «творческая связка» сохраняется и по сей день.
К сожалению, с таким блестящим «послужным списком» нашим Отделением Союза художников он так и не был принят в члены. А жаль – таким мастером кисти можно было бы гордиться!
Но, несмотря на все жизненные «пороги», Петериса хорошо знают за рубежом и в Пскове. Когда ПРКПОО «Сакта» объявляет о творческой встрече с художником, в филиале Городского культурного центра на Рижском, 64 яблоку негде упасть. Даже непонятно, как народ узнаёт о встрече! Вот и на открытии выставки в «Дар» был ажиотаж. Значит стоит её посетить!
Нас с Петерисом связывает не только память о стране, где мы родились и получили путёвку в жизнь, но и долгое, на протяжении более трёх десятков лет, творческое содружество. Герою дня адресованы строки моего посвящения, думаю, ими уместно завершить эту «экскурсию» по новой выставке Петериса в галерее «Дар».
Мне довелось в далёких 80-х дважды побывать в Испании (круизы по Средиземному морю и вокруг Европы), и изумительные по своей исторической наполненностью и обнажённостью авторского мазка кисти картины Петериса как бы перенесли в ту далёкую эпоху средневековья. Кому интересна история мировой культуры, надо обязательно побывать на этой выставке. Призываю всех любителей и ценителей посетить её.
Говорить о картинах и не сказать добрых слов об их авторе просто преступно, тем более что по своей натуре это скромного человека было бы преступно.
Поэтому я напомню некоторые Мне посчастливилось познакомиться с ним в начале суровых 90-х, с тех пор и началось наше творческое содружество. Уже и не перечислить сколько моих изданий и книг, издаваемых поначалу Псковским отделением Всероссийского фонда культуры, где я работала заместителем С.С.Гейченко, а затем нашим «Объединением псковских писателей» было оформлено рукой этого замечательного художника, человека удивительного таланта.
Души откровенья. Петерису Скайсткалнсу
Окрыленная кисть Скайсткалнса
Открывает такие пространства,
Где границ у фантазии нет,
Где прозрачен и радужен свет.

И рождаются чудо-сюжеты.
В них художник - Скайсткалнс, и поэт он.
Прочитай под картиною строки –
Текст понятен, а смысл глубокий.

Кисть подвластна любому сюжету –
В них и Рига, и Псков наш воспеты –
Те прекрасные в жизни мгновенья,
Не полотна – души откровенья.

Мы Скайсткалнса и любим, и знаем,
И в соавторы книг зазываем.
Радуй, Петерис, снова и снова
Своим творчеством – жизни основой.

Ирена Панченко

писатель, Заслуженный работник культуры РФ

Почётный работник общего образования

...основное для меня – это память, которую я должен сохранить. Самое большое чувство, которое я испытываю сейчас - благодарность к Богу за то, что он дал мне прожить, к людям, которых я встретил на своем пути...
Савва Ямщиков
художник-реставратор, историк искусства, публицист, журналист, учёный-культуролог, историк, писатель, теле- и радиоведущий. Заслуженный деятель искусств РСФСР. Член Российской академии естественных наук. Член Союза писателей России
Памятник Савве Ямщикову г.Псков
Савва Ямщиков

Автор статьи: Евгения Русакова

Сегодня в своем очерке я хочу рассказать об удивительном человеке, памятник которому совсем недавно открылся в Пскове в историческом месте-Покровском комплексе.
«В Пскове жизнь и время текут по каким-то своим потаенным законам. Здесь неуместна торопливость, потому что она не сочетается с вечностью. Вот вы несколько раньше спрашивали, почему именно Псков я назвал «своим» городом. Да, люди, да, общение. Это, безусловно, значимо. Но есть и что-то такое, что сложно однозначно определить словами. В Пскове легко живется и дышится. В этом городе, если остановился в нем хоть ненадолго, сразу же перестаешь чувствовать себя туристом. Очень скоро наступает момент, когда из стороннего созерцателя ты перевоплощаешься в рядового гражданина, тебе становятся очень близкими все нюансы городской жизни». (из интервью)
По мнению многих журналистов, историков, искусствоведов его называли «реставратором всея Руси».
Итак, речь идет о Савелии Васильевиче Ямщикове. Я не буду подробно описывать биографию этого человека, ее можно найти в интернете. Вот лишь несколько вех его жизни: (8 октября 1938, Москва, — 19 июля 2009, Псков, Псковская область, Россия) — советский и российский художник-реставратор, историк искусства, публицист, журналист, учёный-культуролог, историк, писатель, теле- и радиоведущий. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1982). Член Российской академии естественных наук (РАЕН). Член Союза писателей России.
Открыл жанр русского провинциального портрета XVIII—XIX веков, возродил к жизни имена забытых русских художников и иконописцев. За 40 лет ему удалось возродить более 400 икон, восстановить уникальные собрания русских портретов XVIII - XIX веков, вернуть забытые имена замечательных провинциальных художников Ефима Честнякова, Николая Мыльникова, Федора Тулова, Григория Островского и других.
Савва Ямщиков одним из первых в СССР стал заниматься вопросами реституции культурных ценностей, вывезенных в годы Великой Отечественной войны. Во многом благодаря его усилиям возвращена в Псков из Германии православная святыня – Псково-Покровская икона Божией Матери. В последние годы жизни он вел активную борьбу за сохранение исторического облика древнего Пскова и заповедника «Пушкинские горы».
И это лишь то небольшая крупица его деятельности. Я хочу рассказать о нем, каким он был человеком и каким его запомнили современники.
Из статьи Игоря Золотусского: «… родился Савва Васильевич 8 октября 1938 года, наверное, неслучайно - в день преподобного Сергия Радонежского. Вырос же он в рабочем бараке на Павелецкой набережной, по соседству с Андреем Тарковским. Позже он станет консультантом на съемках его легендарного исторического фильма «Андрей Рублев»(1966)… Помню, как после темпераментного выступления на одной из выставок, где он безжалостно громил новоявленных модернистов с «инсталляциями» из унитазов, кто-то из публики растерянно, но с явным уважением пробормотал, глядя на мощную фигуру Саввы: «Колоритный дядечка!»
Владимир Малышев: «Савву побаивались милиционеры, министры, редакторы газет. Да и сам президент, когда собрался Совет по правам человека, куда недавно был включён Савва, вздрогнул, когда реставратор всея Руси, как назвали Савву в “Известиях”, встал и грозно вопросил: “Вы за то, чтобы разорили Абрамцево? Вы за то, чтобы уничтожили пушкинское Михайловское?” – “Нет-нет, я, конечно, против”, – поспешил ответить президент. “Ну, раз так, я пошёл”, – сказал Ямщиков и покинул Совет. Ему потом знающие придворный этикет люди говорили: “Разве с таких собраний уходят раньше президента?”. Савва не смутился: “А я художник, мне работать надо”».
Часто меня спрашивают, а почему памятник стоит именно в этом месте. Этому есть объяснение. Дело в том, Савелий Васильевич принимал самое активное участие в восстановлении шатра Покровской башни, после пожара 1994 года и приведении в порядок этого красивейшего уголка нашего города. И конечно же с его участием в съемках фильма «Андрей Рублев», о котором я писала выше. Часть съемок проходила в Покровском комплексе и церкви Покрова и Рождества.
Памятник Ямщикову в полной мере отображает знаменитого реставратора таким каким он был. Большой, высокий человек с большой душой и любовью к Псковщине, а посох, с котором он ходил в последние годы жизни в силу больных ног, ему подарил его друг, хранитель Пушкиногорья – Семен Гейченко.
Скончался неутомимый подвижник 19 июля 2009 года в Пскове, и был похоронен в Пушкинских Горах, на кладбище у храма Георгия Победоносца, рядом с могилой хранителя Пушкинского музея-заповедника Семена Гейченко и около родового некрополя Осиповых-Вульф.
Из Псково-Печерского монастыря приехали монахи и молились у его гроба всю ночь…
«Если меня спросят, - подчеркивал Савва Ямщиков, - что для меня основное, работа реставратора, чем я занимаюсь всю жизнь, работа искусствоведческая, чем я тоже занимаюсь всю жизнь, моя публицистическая деятельность, чем я занимаюсь в последние годы... Я отвечу: основное для меня – это память, которую я должен сохранить. Самое большое чувство, которое я испытываю сейчас - благодарность к Богу за то, что он дал мне прожить, к людям, которых я встретил на своем пути».

Автор: Евгения Русакова

"Если бы я мог выразить все словами, то не имел бы причин рисовать"
Эдвард Хоппер
Американский живописец
Светлана Гореленок
Масляная живопись
Эта фраза, сказанная гениальным художником, стала основополагающим девизом творческого пути Светланы.
Родилась в Ленинграде. Закончила Институт Декоративно-Прикладных искусств, факультет Культурологии. По специальности культуролог.
Тяга к рисованию привела в Вечерние рисовальные классы Академии Художеств им. И.Репина и параллельно занималась в художественной студии «Артмир», в мастерских художников Родиона Полозова, Константина Молодых, Инары Кудрявцевой.
Первая выставка прошла в г. Пушкине в Доме-музее П.П. Чистякова. Участвовала в городских и региональных выставках. Любитель путешествий и активный участник выездных пленэров.
Современный темп жизни оставляет человеку совсем немного времени, чтобы насладиться не только красотой мира, но и повседневной жизнью. Красота обычных предметов, состояние природы - все это Светлана Гореленок пытается передать на своих полотнах различными изобразительными средствами и приёмами, стараясь вызвать у зрителя определённые чувства и эмоции. И в тоже время - это попытка художника отвлечь людей от суеты повседневности, обратить их внимание на истинные ценности. Этой теме и посвящены работы, представленные на выставке.
Темы и мотивы очень разные: иногда незатейливые, а иногда довольно сложные, от вполне реальных, до воображаемых, вымышленных. Любимая техника исполнения – масляная живопись. Каждая такая работа – это творческий поиск, размышление об окружающем мире. И в каждой из них есть свое настроение, состояние души, атмосфера. Светлана старается добиться того, чтобы её картина была, как бы наполнена воздухом, максимально передавала игру света и тени. Любимые сюжеты – натюрморты, передающие красоту и изящество простых вещей, но особенно увлекательно рисование цветочных натюрмортов. Ибо, как сказала Фрида Кало: “Я рисую цветы, чтобы они не умирали”.
В творческих работах прослеживается любовь и к академической живописи и к эксперименту. Получаются работы, неожиданные даже для автора. Творчеству посвящается каждую свободную минуту, а в планах – создать серию картин, посвященных русскому Северу.
Светлана Гореленок состоит в Союзе Свободных Художников Санкт-Петербурга, её работы находятся в частных галереях в странах СНГ, Эстонии, Белоруссии, Италии.
Татьяна Николаева
Масляная живопись, пастель
Мой путь в искусстве был долог и тернист, но меня всегда сопровождали «Свет и Цвет».

Родилась Гатчине, Ленинградской области, живет и работает в Санкт-Петербурге.
Первое знакомство с искусством состоялось в Детской художественной школе г.Гатчина и продолжается по сей день.
После окончания университета технологии и дизайна, как химик-колорист, занималась крашением и набивкой тканей. По основной специальности участвовала во всесоюзных выставках в г.Витебск, работы по колористике находятся в Центральном Доме Моды в г.Москва.
Тяга к рисованию брала своё, училась живописи постоянно и везде, брала частные уроки, училась видеть у природы: в простом – совершенство, в неброской красоте – богатство красок. В Санкт-Петербурге обучалась на Вечерних рисовальных классах при Академии художеств имени И.Репина.
Николаева Татьяна предпочитает технику пастели и масло. Творческое вдохновение черпает из окружающего мира, богатства природы и особенно от цветов. К ним у неё особенное, трепетное отношение. Цветы для Татьяны, как люди, каждый со своим характером, внешностью. Прежде чем начать писать цветы, она их изучает, стараясь к каждому подобрать свою манеру исполнения.
В её картинах прослеживается любовь к разным колоритам: от «сдержанных» - в зимних пейзажах, до «буйных» - в осенних мотивах.
Член Товарищества Свободных Художников Санкт-Петербурга, активный участник выездных пленэров.
Художественные полотна Татьяны Николаевой экспонировались на выставках: в галерее Третьякова, в Рождественских ярмарках в Московском досуговом центре, в галерее «Центр Книги и Графики», в галерее «Русская живопись» - эта выставка занесена в книгу рекордов России, как самая большая выставка картин цветов.
Работы Татьяны Николаевой находятся в частных собраниях не только в России, но и за рубежом: например, во Франции, Австралии.
Мастер-класс художника Веры Ларионовой в Пскове
Вера Ларионова
Живопись, акварель, пастель
Встреча с работами замечательной петербургской художницы Веры всегда радость. Её произведения подобны яркому окну, призывающему остановиться, заглянуть и на мгновение забыть о суете, увидев, что мир ещё прекрасен.
Не случайно, что для художницы стала любимой техника пастели, позволяющая добиваться исключительного разнообразия в цвете, яркости и гармоничности сочетаний. И ей это замечательно удаётся. Основные темы её творчества – пейзажи, натюрморты. Благодаря мастерству автора, банальные, повседневные предметы обретают смысл. Случайно встретившиеся вещи: старое зеркало, нитка бус, фарфоровая чашка, статуэтка – гармонично слагаются в целое и производят чарующее впечатление.
В этом и состоит мир искусства. Сельские виды, уголки города, пейзажи, букеты цветов – излюбленные объекты изображения.
Стоит отметить работы художницы в технике акварели. Владея достаточно сложной техникой, где даже опытный мастер не может предвидеть окончательный результат, особенно в мокрой акварели, ведь рисунок остаётся в движении до полного высыхания, Вера Ларионова добивается превосходных результатов. Её работы свободны, уверенны по исполнению и несут в себе печать яркой индивидуальности и стиля.
Вера Ларионова многолетний член Санкт-Петербургского Общества Пастелистов, Московского Профессионального Союза Художников. Ведет большую общественную деятельность, щедро делится накопленным опытом и мастерством на многочисленных мастер-классах. Художница – постоянный участник ежегодных Санкт-Петербургских выставок в союзе художников и в выставочном Центральном манеже, участвовала в многочисленных выставках в других регионах России и за рубежом. Её картины выставлялись «Алекс-галерее» (Хельсинки, Финляндия), городской галерее в Драмене (Норвегия), в штате Коннектикут (США). Работы художницы находятся в частных собраниях в России, Европе, Северной Америке.
Произведения Веры Ларионовой несут в себе печать яркой индивидуальности, стиля, оставляют впечатления доброты, удивительной лёгкости и красоты.
"...Зритель непосредственно получит эстетическое наслаждение от игры света и цвета, напитается добром и теплом исходящим от работ мастера..."
Вера Ларионова
Художник, искусствовед
Сергей Феденко
Живопись, графика
В представленных творчески разноплановых живописных и графических работах его волшебные миры чудесным образом оживают и ангелы, несущие добро и свет, входят с вами в непосредственный диалог.
Сергей Валентинович Феденко – выпускник-дизайнер от академии барона Штиглица – художник, сумевший объединить изыск линии с цветом, что «роднит» его с мастерами – «мирискуссниками». Однако, выраженный объём в изображении персонажей картин уже даёт мастеру личную, лишь ему присущую «узнаваемую руку», – особенность его живописной манеры.
Глядя на работы художника, к удивлению, замечаешь, что мысль вначале обобщает изображение, уходит в философический символ, но символ-то, странно нам близок – и уже хочется подетально рассматривать полотно, которое «втягивает» нас в себя – редкий алгоритм талантливо сделанной картины.
Сюжетный «разброс» тем художника велик – от мифолого-религиозного до, часто ироничной, нашей обыденности – к примеру, кочующий по работам образ очень русского деда – в треухе, распахнутом зипуне, часто с поллитровкой в руке...
Творческий «всеохват» Сергея Феденко гармоничен и в ретроспекции, и в изображении каждодневности …
В работах мастера, изначального дизайнера, форма всё равно желает объёма, телесной ощутимости, и тогда художник разговаривает с нами языком света, где главные герои достойны переднего плана, подчиняя себе второстепенные детали, а тон на теневых поверхностях углубляется, уступает; предметы же, дополняющие действие, напоминают об эпохе лёгкой непрописанностью, - изображение при этом не распадается на отдельные части.
Колористическая доминанта работ Сергея Феденко такова, что теплота преуспевает в «Арле», «Прогулке», «Петербургском часовщике», но уже в «Ангеле», «Большой башне» – сочетание «тепло-холод» – создаёт эпохальную отдалённость изображаемого, что логично и необходимо при обращении к прошлому. Интересна композиционная изобретательность художника – некоторые картины «прошлого» - «Ангел», «Египтянки» – очерчены тоновой канвой, подчёркивающей «иконность», статичность изображения.
Весенняя художественная выставка Санкт-Петербургского художника Сергея Феденко “Письма ангелу”, изображение №4
Гармоничный, романтический мир художника Сергея Феденко имеет фабульное содержание эстетико-умозрительной природы, «открывающий окно в жизненное пространство …»
Зритель непосредственно получит эстетическое наслаждение от игры света и цвета, напитается добром и теплом исходящим от работ мастера.

Ларионова Вера искусствовед

...Это время долгих чаепитий, особенной сладости утреннего сна, мягкости и уюта шерстяного пледа, ностальгии и философских размышлений...
Евгения Русакова
Руководитель художественной школы "Полосатый Кот"
Золотая осень в Пскове
Автор Евгения Русакова
Золотая осень в Пскове. Она прекрасна. Город необыкновенно красив в этой удивительной осенней палитре оранжевого, багряного, золотого. Эту пору очень любил Пушкин. С каким изяществом пишет он об этом времени года.

Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно.
Так нелюбимое дитя в семье родной
К себе меня влечет. Сказать вам откровенно,
Из годовых времен я рад лишь ей одной,
В ней много доброго; любовник не тщеславный,
Я нечто в ней нашел мечтою своенравной.

Давайте прогуляемся по пушкинским местам Пскова в его любимое время года. Поэт любил бывать здесь. А начнем с улицы Калинина, в старину Успенской, где располагался дом губернатора Б.А. фон Адеркаса. Вот что писал поэт В. А. Жуковскому осенью 1825 года:

"На днях увидя в окошко осень,
сел я в тележку и прискакал во Псков.
Губернатор принял меня очень мило..."

Борис Антонович фон Адеркас в 1816 г. был назначен гражданским губернатором Пскова. Кстати, именно по представлению и ходатайству губернатора в 1817 г. построен новый плавучий мост через реку Великую. В следующем году построен новый мост на реке Пскове. Стараниями губернатора начато мощение камнем городской площади и выровнены главные городские улицы.

Впрочем, вернемся к поэту. В 1825 году Б. А. фон Адеркас осуществлял надзор за опальным А.С. Пушкиным и имел с ним личную переписку. Поэт не жаловался на губернатора, правда, несколько иронически, подчеркивал его любезность. “…губернатор… был весьма милостлив, - писал он Вяземскому 7 ноября 1825 года, - дал мне переправить свои стишки-с. Вот каково”. Адеркас, действительно, любил побаловаться стишками и слыл острословом. К сожалению, дом губернатора Адеркаса не сохранился. Сейчас на этом месте спортивная площадка первой школы.

Совсем рядом находится еще одно место, связанное с поэтом. В Пскове жила сестра И.И.Пущина, бывшая замужем за генералом И.А. Набоковым, командиром стоявшей в городе дивизии. Пушкин посещал их дом. Возможно, речь идет о доме Набоковых на Покровской улице близ Георгиевской церкви. Сейчас на этом месте колледж искусств.

А мы выходим на улицу Советскую. Пушкин с приятелями собирались в доме Г.П. Назимова, псковского помещика, двоюродного брата декабриста М.А. Назимова. Досуг посвящали беседам, игре в штосс, стихам. Предположительно это так называемый "Дом предводителя дворянства". Здание сохранилось по адресу: Советская 52а

Кроме Назимова, среди псковских знакомых А.Пушкина были: Н.А. Яхонтов - участник Отечественной войны 1812 года; офицеры-семеновцы И.Е. Великопольский и Ф.И. Цицианов. Вероятно, Пушкин бывал у Яхонтовых в доме на углу современных улиц Ленина и Пушкина. И этот дом, увы, не сохранился. До недавнего времени на его месте был сквер.

Посещая Псковский Кремль, Пушкин заходил в Троицкий собор. Осматривая находившиеся в соборе каменные надгробия, поэт мог заметить, что под одним из них покоится не князь, а псковский юродивый. По преданию, этот юродивый по имени Николай Салос, или попросту Николка, помог своим согражданам спастись от гнева Ивана Грозного. За это они причислили его к лику святых и с великими почестями похоронили в соборе. Поэт задумал ввести в свою трагедию «Борис Годунов» юродивого - воплощение совести народной. И этот юродивый, как и его псковский прототип, носит имя Николка.

А завершим нашу прогулку около Снетогорского монастыря. Осенью 1825 года Пушкин посетил это место. Один из древнейших на Псковщине, Снетогорский монастырь хранил память о многих исторических событиях, особенно о том "смутном времени", которое так интересовало Пушкина. Снетогорский монастырь был резиденцией архиепископа псковского Евгения Казанцева, человека образованного, знакомого с сочинениями Пушкина. Он встретил поэта радушно. Беседа их касалась, конечно, истории Пскова, истории "смутного времени". Быть может, Пушкин надеялся найти у него записи преданий, летописи и иные документы русской старины, которые еще хранили псковские монастыри.

Вот такая получилась прогулка. Может быть для многих из вас в такое загадочное и необыкновенное время года приходит ощущение задумчивости и тихой печали. Это время долгих чаепитий, особенной сладости утреннего сна, мягкости и уюта шерстяного пледа, ностальгии и философских размышлений. А еще почитайте Пушкина!

Автор: Евгения Русакова

...В ознаменование этой победы в 1582 году к храму пристроена Рождественская церковь. Так и соединились церкви Покрова и Рождества Богородицы в один уникальный храм...
Евгения Русакова
Руководитель художественной школы "Полосатый Кот"
Церковь Рождества и Покрова от Пролома г.Псков. Фотограф Цветков Владимир
Церковь Рождества и Покрова от Пролома
Автор Евгения Русакова
Псков невозможно представить без его храмов. Это главные достопримечательности нашего города, его слава, его гордость, его душа. Сейчас в Пскове насчитывается около 40 храмов, десять из них, т.е. каждый четвертый включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО с формулировкой – представители псковской архитектурной школы.
Один из таких — двойная церковь Рождества и Покрова на Проломе (стар. в Углу), принадлежавшая в прошлом Покровскому монастырю. Это как бы срощенные воедино два совершенно одинаковых бесстолпных храма, с общей стеной между ними. Вот лишь некоторые данные об этом храме: первое упоминание Покровской церкви в источниках встречается в 1399 г. А в 1544 г. встречается упоминание Покровского монастыря в Углу «…на Полонищи погоре Якиманьская улица, …да монастырь Покров Святеи Богородицы в Оугле».
Самые известные и драматические события связанные с этим храмом относятся к 1581 году. Во время осады Пскова войсками польского короля Стефана Батория, захватчикам удалось сделать пролом в городской стене рядом с монастырем. После принесения к пролому икон Успения и Умиления Псково-Печерских, а также мощей святого благоверного князя Всеволода-Гавриила, псковичи воодушевились и в день Рождества Пресвятой Богородицы (8 (21) сентября) героически выбили неприятеля за крепостную стену. В ознаменование этой победы в 1582 году к храму пристроена Рождественская церковь. Так и соединились церкви Покрова и Рождества Богородицы в один уникальный храм. Позже ансамбль дополнила классическая псковская звонница.
А знаете ли вы, мои уважаемые ценители псковской старины, что этот храм был изображен на удивительной и уникальной псковской иконе – «Видение старца Дорофея». Доподлинно известно, что поводом для создания иконы и ее сюжетом стало чудесное явление Богородицы старцу Псково-Покровского монастыря Дорофею накануне генерального штурма города польско-литовскими войсками.
События тех давних пор действительно развивались драматически. Самая мощная европейская армия (по некоторым русским источникам - до 100 тысяч человек), наступала на город, в котором, не считая жителей, было всего 7 тысяч человек гарнизона. Брошенным на произвол судьбы псковичам оставалось либо сдаться, либо умереть, сражаясь. Псковичи выбрали второе...
Наступило 27 августа. До решительного штурма Баторием оставалось несколько дней. Невеселые думы одолевали убеленного сединами Дорофея. Горько сетовал он о несчастьях родного города. Но вот перед скорбящим Дорофеем предстало дивное видение. В лучах необыкновенного света он узрел Богоматерь, шедшую по воздуху в окружении сомна псковских святых. Пресвятая Богородица, пройдя по воздуху через городскую стену, вошла вместе с преподобными в Покровскую церковь и все они с великим благоговением поклонились Ей. Богоматерь, взирая на город с видом скорби, сказала: «О люди беззаконные! Вы прогневали Сына Моего Господа и Бога... И вот теперь пришла на вас беда велия». И припали к ногам Богородицы псковские святые и со слезами молили Ее о защите города. Тогда Богоматерь воззвала к Себе старца Дорофея, и сказала ему: «Старец, иди немедленно к боголюбивым воеводам и к Печерскому игумену, и в собор Пресвятой Троицы, и возвести им, чтобы прилежно и непрестанно молили Господа Бога, и принесли бы старый Печерский образ и хоругвь на стену города, где стою Я, и чтобы поставили здесь одну пушку, а другую внизу, для стреляния из них по королевским шатрам и влево за королевские шатры».
А в день генерального штурма 7 сентября, в роковую минуту, когда силы защитников стали ослабевать, по приказу воевод к пролому принесены были мощи псковского князя св. Гавриила с чудотворными образами, и произошло неслыханное чудо. Когда св. мощи и иконы были подняты из собора, то впереди них к пролому приехали на конях три давно уже умерших монаха: келарь Печерского монастыря Арсений Хвостов, казначей Иона Наумов и игумен Мартирий. Родом они были бояре и в мире слыли за храбрых воинов. Приблизившись к ослабевающим и падающим духом гражданам, они громким голосом воскликнули:- Не бойтесь, братие! Станем крепко, устремимся на литовскую силу вместе: к нам грядет Богородица со Своим заступлением и с помощью всех святых.
А все граждане с радостью восклицали: «Богородица к нам грядет, о друзи! Умрем вместе за Христову веру и за православного царя и не предадим города Пскова. Не предадим Богоматери и св. Всеволода!»
До самой ночи продолжалась упорная сеча, и ляхи прогнаны были от городских стен.
Впоследствии в Покровской церкви написан был образ Богоматери. По имени церкви, в которой он был поставлен, образ назвали Псково-Покровским. У этой иконы нет аналогов. Она, если можно так выразится, сюжетная. На иконе изображены Покровский монастырь и Покровская башня, Троицкий собор и некоторые другие храмы, река Великая, крепостные стены, Мирожский и Печерский монастыри. На иконе же помещено описание чудесного явления Богоматери. Композиционно выделены Покровский монастырь и Покровская башня - центр событий, самое важное место обороны. Образ этот прославился многими дивными знамениями заступничества Небесной Владычицы. Сама же Богородица Псково-Покровская не покидала храм Покрова и Рождества до 20-х годов XX века.
В 1944 году, в последние дни немецкой оккупации Пскова, икона была вывезена фашистами из России. В течение десятков лет после окончания войны икона считалась утраченной. Псковские археологи, архитекторы, реставраторы радовались любой её старой фотографии или рисунку.
В 1970 году она неожиданно обнаружилась в Мюнхене. А 7 сентября 2001 года в Пскове прошла торжественная встреча Псково-Покровской иконы Божией Матери. В январе 2005 года икона замироточила. По словам настоятеля Троицкого собора о. Иоанна, такое обильное мироточение иконы наблюдалось впервые. Возможно, в прошлые века она тоже подавала знак, но подобные случаи нигде не зафиксированы документально.
В настоящее время в храме Покрова и Рождества Богородицы находится список с чудотворной Псково-Покровской иконы. Сама же икона Богородицы Псково-Покровская находится в Троицком соборе Пскова. Эта икона - живая часть древнего Пскова, неотъемлемая, как Троицкий собор или Покровская башня, без которых город немыслим.
Вот такая удивительная история, удивительный храм, удивительный образ.

Автор: Евгения Русакова