Сегодня в своем очерке я хочу рассказать об удивительном человеке, памятник которому совсем недавно открылся в Пскове в историческом месте-Покровском комплексе.
«В Пскове жизнь и время текут по каким-то своим потаенным законам. Здесь неуместна торопливость, потому что она не сочетается с вечностью. Вот вы несколько раньше спрашивали, почему именно Псков я назвал «своим» городом. Да, люди, да, общение. Это, безусловно, значимо. Но есть и что-то такое, что сложно однозначно определить словами. В Пскове легко живется и дышится. В этом городе, если остановился в нем хоть ненадолго, сразу же перестаешь чувствовать себя туристом. Очень скоро наступает момент, когда из стороннего созерцателя ты перевоплощаешься в рядового гражданина, тебе становятся очень близкими все нюансы городской жизни». (из интервью)
По мнению многих журналистов, историков, искусствоведов его называли «реставратором всея Руси».
Итак, речь идет о Савелии Васильевиче Ямщикове. Я не буду подробно описывать биографию этого человека, ее можно найти в интернете. Вот лишь несколько вех его жизни: (8 октября 1938, Москва, — 19 июля 2009, Псков, Псковская область, Россия) — советский и российский художник-реставратор, историк искусства, публицист, журналист, учёный-культуролог, историк, писатель, теле- и радиоведущий. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1982). Член Российской академии естественных наук (РАЕН). Член Союза писателей России.
Открыл жанр русского провинциального портрета XVIII—XIX веков, возродил к жизни имена забытых русских художников и иконописцев. За 40 лет ему удалось возродить более 400 икон, восстановить уникальные собрания русских портретов XVIII - XIX веков, вернуть забытые имена замечательных провинциальных художников Ефима Честнякова, Николая Мыльникова, Федора Тулова, Григория Островского и других.
Савва Ямщиков одним из первых в СССР стал заниматься вопросами реституции культурных ценностей, вывезенных в годы Великой Отечественной войны. Во многом благодаря его усилиям возвращена в Псков из Германии православная святыня – Псково-Покровская икона Божией Матери. В последние годы жизни он вел активную борьбу за сохранение исторического облика древнего Пскова и заповедника «Пушкинские горы».
И это лишь то небольшая крупица его деятельности. Я хочу рассказать о нем, каким он был человеком и каким его запомнили современники.
Из статьи Игоря Золотусского: «… родился Савва Васильевич 8 октября 1938 года, наверное, неслучайно - в день преподобного Сергия Радонежского. Вырос же он в рабочем бараке на Павелецкой набережной, по соседству с Андреем Тарковским. Позже он станет консультантом на съемках его легендарного исторического фильма «Андрей Рублев»(1966)… Помню, как после темпераментного выступления на одной из выставок, где он безжалостно громил новоявленных модернистов с «инсталляциями» из унитазов, кто-то из публики растерянно, но с явным уважением пробормотал, глядя на мощную фигуру Саввы: «Колоритный дядечка!»
Владимир Малышев: «Савву побаивались милиционеры, министры, редакторы газет. Да и сам президент, когда собрался Совет по правам человека, куда недавно был включён Савва, вздрогнул, когда реставратор всея Руси, как назвали Савву в “Известиях”, встал и грозно вопросил: “Вы за то, чтобы разорили Абрамцево? Вы за то, чтобы уничтожили пушкинское Михайловское?” – “Нет-нет, я, конечно, против”, – поспешил ответить президент. “Ну, раз так, я пошёл”, – сказал Ямщиков и покинул Совет. Ему потом знающие придворный этикет люди говорили: “Разве с таких собраний уходят раньше президента?”. Савва не смутился: “А я художник, мне работать надо”».
Часто меня спрашивают, а почему памятник стоит именно в этом месте. Этому есть объяснение. Дело в том, Савелий Васильевич принимал самое активное участие в восстановлении шатра Покровской башни, после пожара 1994 года и приведении в порядок этого красивейшего уголка нашего города. И конечно же с его участием в съемках фильма «Андрей Рублев», о котором я писала выше. Часть съемок проходила в Покровском комплексе и церкви Покрова и Рождества.
Памятник Ямщикову в полной мере отображает знаменитого реставратора таким каким он был. Большой, высокий человек с большой душой и любовью к Псковщине, а посох, с котором он ходил в последние годы жизни в силу больных ног, ему подарил его друг, хранитель Пушкиногорья – Семен Гейченко.
Скончался неутомимый подвижник 19 июля 2009 года в Пскове, и был похоронен в Пушкинских Горах, на кладбище у храма Георгия Победоносца, рядом с могилой хранителя Пушкинского музея-заповедника Семена Гейченко и около родового некрополя Осиповых-Вульф.
Из Псково-Печерского монастыря приехали монахи и молились у его гроба всю ночь…
«Если меня спросят, - подчеркивал Савва Ямщиков, - что для меня основное, работа реставратора, чем я занимаюсь всю жизнь, работа искусствоведческая, чем я тоже занимаюсь всю жизнь, моя публицистическая деятельность, чем я занимаюсь в последние годы... Я отвечу: основное для меня – это память, которую я должен сохранить. Самое большое чувство, которое я испытываю сейчас - благодарность к Богу за то, что он дал мне прожить, к людям, которых я встретил на своем пути».
Автор: Евгения Русакова